Press "Enter" to skip to content

Анализ формирования прибыли предприятия

0
Время прочтения: 6 мин.
Поделиться:

Бухгалтерская отчетность является основополагающей частью ведения бизнеса на предприятии. Информация, отражающаяся в отчетных документах, позволяет детально изучить показатели ведения деятельности. Так, например, бухгалтерский баланс дает возможность узнать о финансовой устойчивости компании и ее платежеспособности. А данные, отражающие убыток или прибыль от продаж, позволяют провести факторный анализ от всех видов прибыли.

Что такое факторный анализ прибыли и его задачи

Данный анализ позволяет выявить доходы и затраты компании, оказывающие влияние на объем полученной прибыли, не зависимо отрицательным он был или положительным. Прибыль – это величина, требующая особого внимания аналитика, ведь именно этот показатель дает оценку эффективности деятельности фирмы, ее рентабельности и платежеспособности. Прибыль является неким индикатором, который рефлектирует на различные изменения, происходящие на внешнем и внутреннем рынке. Именно поэтому факторный анализ прибыли от продаж является важной составляющей оценки степени воздействия различных факторов на величину прибыли.

Факторный анализ прибыли проводится по двум критериям:

  1. Внутренним. Под данными факторами выступают, например, мощность оборудования, уровень технологического процесса, профессионализм работников и т.д., то есть те показатели, на которые руководство компании может оказывать непосредственное влияние.
  2. Внешние. Анализ прибыли от продаж проводится на основании внешних рыночных реалий, воздействие на которые компания оказывать не в состоянии, но принимать к анализу обязана. К примеру, уровень инфляции, удаленность производства от ресурсов, погодные условия, изменения тарифов на коммунальные платежи и т.д.

Прибыль компании – это разница между полученной компанией выручки и суммами затрат на производство и административных расходов за определенный период времени. Увеличить рентабельность продаж по прибыли от продаж позволяет факторный анализ. Благодаря этому методу аналитики можно установить обстоятельства, влияющие на изменение доходов фирмы. Базой для анализа является информация, отражающаяся в бухгалтерской отчетности.

Определить степень влияния различных факторов на конечный результат позволяют такие показатели:

  • динамика изменений объемов выручки;
  • динамика роста объема реализуемого товара (услуг, работ);
  • воздействие на доходность объемов продаж и изменение рыночной стоимости реализуемой продукции.

Анализируют прибыль (убыток) от продаж путем сопоставления финансовых результатов за два определенных отчетных периода. Составляющей факторного анализа является исследование каждого отдельного фактора и показателя, оказывающие воздействие на доходность компании.

Анализ формирования и использования прибыли предприятия

Практический пример расчета факторного анализа

Давайте рассмотрим, как проводится факторный анализ прибыли от продаж, пример расчета начинается с составления сводной аналитической таблицы.

Таблица. Сводная аналитическая таблица по данным бухгалтерских отчетов.

Аналитический показатель Предшествующий период отчетности, тыс. руб. Отчетный период, тыс. руб. Изменение показателя
руб. %
Выручка от продаж 12500 13000 500 4,35
Себестоимость товара 9000 8700 – 300 – 3,75
Производственные затраты 1400 1600 200 15,38
Административные затраты 700 850 150 25
Прибыль от продаж (в балансе строка отсутствует, но в отчете о фин. результатах отражается в строке 2200) 1700 2150 450 28,13
Изменение стоимости товара 1,00 1,25 0,25 25

Теперь давайте разберем значимость каждого из показателя, приведенного в таблице:

  1. Объем продаж и выручка от реализации. Расчет производится по такому алгоритму: 13000 (выручка)/1,25 (стоимость товара)=10400 тыс. рублей. Изменение объема реализуемого товара в текущем периоде по соотношению к прошлому отчетному периоду: 10400/12500*100%=83,2%. Следовательно, вывод такой: объем продаж снизился на 16,8%, а прибыль компании упала на 1700*(-0,168)=-285,6 тыс. рублей.
  2. Себестоимость товара. Проведем расчет показателя себестоимости прошлого периода к отношению изменению объема продаж: 9000*0,832=7488 тыс. руб. Теперь определим соотношение полученного показателя с базовым показателем себестоимости: 7488-8700=-1212 тыс. руб. Полученные данные говорят о том, что себестоимость товара повысилась, что привело к снижению прибыли компании.
  3. Производственные и административные затраты. Исходя из данных таблицы, можно увидеть, что затраты на производство и административные расходы в текущем периоде по сравнению с прошлым возросли (в общей сумме на 350 тыс. руб.), а это в свою очередь ведет к снижению прибыли.
  4. Изменение стоимости продукции. Для анализа влияния изменения стоимости продукции на прибыль нужно сопоставить объем выручки текущего и прошлого периода. Так, объем реализации текущего периода составит: 13000/1,25=10400. Воздействие изменения цены будет исчисляться так: 13000-10400=2600 тыс. руб. Следует вывод: увеличение цены на товар привел к росту прибыли компании (2600 тыс. руб.). Увеличение прибыли от продаж говорит о повышении рентабельности и платежеспособности организации.

Вышеприведенный пример факторного анализа является одним из вариантов расчета, который построен на данных бухгалтерских отчетов. Этот же способ может быть использован и внешним пользователем. Если для анализа имеются внутренняя информация, то будет использован иной метод аналитики.

Понятие прибыли от продаж, формула расчета

Основным показателем эффективности применения уставного капитала, финансовых вложений, активов и прочих усилий является прибыль от продажи продукции – это оценка объемов выручки, полученной компанией в ходе ведения своей деятельности. В широком понимании термин означает не только получение дохода от реализации собственной продукции (услуг или работ) на рынке, но и получение финансовой выгода по договорам.

Сразу отметим, что прибыль от продаж может исчисляться как в целом по предприятию по всем типам и видам производимых продуктов, так и в отдельности по каждому из них. Такие расчеты производятся с целью определить степень увеличения или уменьшения рентабельности и выгоды от производства того или иного товара (услуг или работ).

Для того чтобы узнать, как считать прибыль от продаж, следует ознакомиться с формулой расчета:

Прибыль от продаж = валовая прибыль (выручка – себестоимость товара) – операционные затраты (производственные, административные)

Руководствуясь данными бухгалтерских отчетов, прибыль от продаж может быть исчислена по следующей формуле:

Прибыль от продаж = Кт субсчета 90-1 «выручка» – Дт субсчета 90-2 «себестоимость товара»

Дебет субсчета 90-2 отражает сумму себестоимости выпускаемого товара, в том числе сумму производственных и административных затрат. При этом аналитический учет обязан обеспечивать доступность информации, то есть отдельно отражать каждый тип расходов, чтобы можно было легко извлечь суммы на административные и производственные затраты по каждому виду продукции.

Прибыль от продаж в бухгалтерской отчетности

В бухгалтерских отчетах прибыль от продажи продукции отражается:

  • в балансе в общей сумме активов компании;
  • в отчете о финансовых результатах отдельной строкой (2200).

Баланс – это документ, отражающий в совокупности все статьи баланса компании в активе и пассиве, так как он относится к срочным бухгалтерским отчетам. А вот отчет о финансовых результатах составляется за отдельный период отчетности (месяц, квартал, год) и составляется с целью отразить виды понесенных расходов и полученных компанией доходов. Поэтому прибыль, полученная от продажи продукции, отражается записью отдельно, так как это показатель, определяющий итоговый результат деятельности.

В отчете о финансовых результатах прибыль от продаж проверяется таким контрольным соотношением:

Строка 2200 = строка 2100 – строка 2210 – строка 2220

Счет 90 «продажи»

Счет 90 «продажи» предназначен для отображения сводной информации о финансовых поступлениях компании и затратах, а также для сопоставления этих показателей. Данный счет отражает суммы, как в активе, так и в пассиве. Так, поступления фирмы необходимо отобразить по дебету счета, а затраты по кредиту.

Если предприятию необходимо отразить валовую прибыль от продаж, проводка будет следующая:

Дт 62 – Кт 90

Вместе с тем, себестоимость реализованного товара должна быть списана:

Дт 90 – Кт 20 (41, 43 и т.д.)

Помимо этого в актив счета 90 необходимо отнести затраты на реализацию и иные расходы, связанные с продажами. К примеру, общепроизводственные затраты, относимые к условно-постоянным. Соответственно, дополнительно могут быть сделаны такие проводки:

Дт 90 – Кт 26 (44)

Мы рассмотрели, как полученная прибыль от продажи материалов отражается записью в бухгалтерском учете, при этом укажем, что учет должен вестись в отдельности по каждому виду реализуемой продукции (услуг или работ).

Для того чтобы отразить итог учета в отчете о фин. результатах следует синтетический счет 90 закрыть, то есть на конец отчетного периода этот счет не должен иметь остатка. Другими словами следует сопоставить дебетовый и кредитовый оборот. Прибыль от продаж определяют по такому соотношению: оборот по кредиту счета 90 больше оборота по дебету счета 90. Проводка по закрытию счета будет такая: Дт 90-9 – Кт 99.

Если отмечается обратная взаимосвязь, то компания в текущем месяце потерпела убытки. Проводка по закрытию счета будет следующая: Дт 99 – Кт 90-9.

В декабре месяце компания должна не только провести закрытие счета 90, но и закрыть все субсчета к данному счету, то есть проводиться, так называемая реформация баланса.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: