Lawcount.ru
ОНЛАЙН-СЕРВИС ПРАВОВЫХ КАЛЬКУЛЯТОРОВ

Кто является сторонами социального партнерства

Опубликовано

В соответствии с положениями статьи 25 ТК РФ сторонами социального партнерства являются трудящиеся и работодатели. В некоторых ситуациях их интересы могут представлять уполномоченные представители при наличии соответствующих документов и условий. Государственные структуры могут выступать стороной социального партнерства в ситуациях, предусмотренных законодательством, а также когда они представляют интересы предпринимателей.

Стороны, участвующие в социальном партнерстве

В первую очередь стороны социального партнерства – это наниматели рабочей силы и трудящиеся коллектива. Для участия в переговорах третьей стороны необходимы условия, предусмотренные трудовым законодательством. В качестве третьей стороны могут выступать такие структуры:

  • Правительство РФ;
  • Правительственные органы региона;
  • Минтруд России;
  • служба занятости населения.

Государство выступает стороной социального партнерства, если конфликты решаются на таких уровнях:

  • федеральном;
  • региональном;
  • территориальном.

При решении проблемы на локальном уровне, государство не привлекается к системе урегулирования социально-производственных вопросов. Но, если стороны не приходят к единому мнению, то конфликт может быть вынесен на более высокий уровень.

Мы разобрались, сколько сторон могут участвовать в социальном партнерстве. Основные участники – это:

  • трудящиеся – физические лица, заключившие трудовой договор с предпринимателем (юридическим лицом);
  • наниматели рабочей силы – юридические или физические лица, вступившие в трудовые взаимоотношения с трудящимся.

Действия сторон партнерства осуществляются в соответствии с законодательными положениями Федеральных законов, Трудового Кодекса, а также основываются на нормах, оговоренных учредительными документами и коллективным договором.

Уполномоченный представитель любой стороны социального партнерства в сфере труда обязан иметь документы, подтверждающие его полномочия. Из представителей образуется трехсторонняя комиссия, которая и выполняет основные задачи урегулирования конфликтов. По итогам переговоров оговаривается текст документа, который обязуется утвердить весь состав комиссии. При несогласии одной из стороны составляется протокол, что переносит разрешение вопросов на новый уровень. Последовательность дальнейшей процедуры продиктована главой 61 ТК РФ.

Система социального партнерства в РФ

Представители стороны трудящихся

Трудовым кодексом определено понятие стороны и значение социального партнерства, исходя из положений ТК РФ, сторону работников представляют профсоюзные организации. Они могут быть:

  1. Традиционные. Это комитеты, сформировавшиеся на локальном уровне под командно-административным началом. В профсоюзный состав входят работники одного предприятия. Председатель комитета, выбранный на общем собрании коллектива, возлагает на себя обязательства по решению конфликтных социально-трудовых ситуаций, возникающих в процессе работы.
  2. Альтернативные (новые). Это профсоюзные комитеты, сформировавшиеся на фоне массовых забастовок. Они исполняют функции стороны трудящихся в социальном партнерстве на федеральном, региональном и территориальном уровне.

Представители стороны работодателей

Сторона работодателя чаще всего представляется:

  • руководителем (директором) компании;
  • предпринимателем (ИП);
  • уполномоченным представителем нанимателя.

Законодательством не запрещено исполнение обязанностей стороны работодателя уполномоченным лицом, при этом окончательный вердикт будет принимать сам руководитель компании. Тем уполномоченным лицам, кто участвует в системе социального партнерства необходимо четко знать законодательные положения, регламентирующие порядок ведения переговоров по вопросам социального партнерства. Сторона работодателя как никто заинтересована в мирном урегулировании возникающих конфликтов, ведь от стабильности в трудовом коллективе зависит производительность труда, и, соответственно, рост прибыли.

Если социально-трудовые конфликты невозможно разрешить внутренними коллективными переговорами, тогда проблема выносится на более высокий уровень. Полномочия стороны работодателя передаются сообществу предпринимателей, при этом допустимо отсутствие прямого участия руководителя компании в этом сообществе.

Государство, как третья сторона социального партнерства

Третьими участниками социального партнерства являются органы государственной власти. На них возложены более значимые функции в урегулировании социально-производственных конфликтов. Третья сторона привлекается в том случае, если вопросы не решаются мирными переговорами между основными участниками партнерства.

Государство является независимой стороной соцпартнества. Его основные задачи – это:

  • урегулирование конфликтных ситуаций между работодателем и трудящимися;
  • обеспечение социальной справедливости для обеих сторон;
  • установление факта нарушения законодательства и условий коллективного договора, возложение ответственности на виновную сторону.

При исполнении своих функций Государство руководствуется Федеральным законом, региональными нормативными актами и локальными документами. При вынесении решения третья сторона обязана учитывать мнения и интересы каждой стороны социального партнерства.

© LawСount

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *