Press "Enter" to skip to content

ПБУ учет основных средств

0
Время прочтения: 5 мин.
Поделиться:

Учет основных средств осуществляется на основании инструкций и счетов, которые были утверждены приказом №157н от 01 декабря 2010 года, изданным Министерством финансов. Процедура учета имеет свою специфику, которою в обязательном порядке должны изучить сотрудникам бухгалтерского отдела.

Основная информация об учете

П. 21 вышеупомянутого приказа обращает внимание на то, что понятие “учет основных средств” стоит использовать к следующим государственным организациям:

  1. внебюджетным фондам;
  2. казенным организациям;
  3. государственным органам.

Основные средства в бухгалтерском учете обладают следующими особенностями:

  1. предусмотрен период службы имущества, который превышает 1 год;
  2. объект на постоянной основе или очень часто используется для реализации целей компании;
  3. средства не являются собственностью учреждения, а оно лишь обладает правом оперативного управления ими.

Учет средств предусматривает также присвоение каждому инвентарному объекту номера. На такой объект необходимо завести карточку. Исключением являются предметы, стоимость которых не превышает 3 тысяч рублей.

Учет для бюджетных учреждений рассматривает лишь два варианта финансового пополнения:

  1. с помощью бюджетных средств;
  2. с помощью финансов, которые предоставляются для временного распоряжения.

Это означает, бюджетные организации не имеют законного права иметь свои небюджетные доходы.

Инвентарная карточка учета основных средств

Учет в случае поступлений

В госорганизациях основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по  фактической стоимости. В ее состав вносят:

  1. стоимость, которою необходимо перечислить поставщикам;
  2. стоимость работ в строительной отрасли;
  3. стоимость, которая была потрачена при создании основных средств;
  4. расходы на транспортные средства;
  5. деньги на сопутствующие услуги;
  6. пошлины по таможенным операциям.

В состав фактической стоимости могут входить также иные виды расходов, которые касаются покупки или создания основных средств.

Все поступления должны указываться на синтетическом счете №0010600000. В свою очередь этот счет включает в себя 3 дополнительных счета:

  1. для недвижимых объектов – 0010611000;
  2. для имущественных объектов движимого типа – 0010631000;
  3. для лизингового учета – 0010641000.

Чтобы отразить поступления основных средств, необходимо использовать специальные аналитические счета. Разряды 24-26 данных счетов содержат код 310. Именно этот код обозначает повышение стоимости средств.

Проведение амортизации

Бюджетные организации обязаны рассчитывать амортизационные начисления линейным методом на протяжении всего периода службы объектов. Существует также правило расчета ежемесячных начислений. Отражать в учете начисления на амортизацию необходимо не в том месяце, когда начали применять объект, а в следующем.

Амортизацию следует отражать в 100% сумме, когда к учету принимаются:

  1. недвижимые объекты имущества, которые стоят не больше 40 тысяч рублей;
  2. библиотечные объекты, стоимость которых также не превышает 40 тысяч рублей;
  3. другие объекты, принадлежащие к движимому типу имущества, которые стоят от 3 до 40 тысяч рублей.

Законодательство гласит, что организации не должны начислять амортизацию на имущественные объекты движимого типа, стоимость которых не превышает 3 тысяч рублей. Но стоит обратить внимание, что данное исключение не касается библиотечных объектов.

Амортизационные начисления необходимо указывать на синтетическом счете под №010400000.

Чтобы записывать по проводки по амортизации, следует использовать аналитические счета, которые имеют окончание “410”.

П. 19 и 20 инструкции, входящей в состав приказа №162н, рассматривает индивидуальные случаи по учете амортизационных начислений. Например, здесь бухгалтер может узнать, как нужно отражать амортизацию по полученным основным средствам на бесплатной основе.

Учет арендованных средств

Договор аренды основных средств обязует арендатора предоставить за определенную плату имущество на временный период эксплуатации. Договор в обязательном порядке составляется в письменном виде. Аренда основных средств бывает:

  1. текущей;
  2. долгосрочной.

Текущая аренда включает в себя:

  1. сдачу в аренду основных средств;
  2. начисление арендной суммы;
  3. отражение расходов, связанных капитальными и ремонтными работами;
  4. возврат основных средств, которые были предоставлены по соглашению аренды.

При текущей аренде основные средства не снимаются с баланса арендодателя, на них начисляется амортизация. Со стороны арендатора эти средства заносятся на забалансовый учет.

Начисленные арендные суммы:

  1. со стороны арендодателя включаются в состав других операционных доходов, а также по ним осуществляется начисление НДС;
  2. со стороны арендатора эти средства являются производственными издержками, размер НДС необходимо отражать на счете №19.

Долгосрочная аренда является видом инвестиционной деятельности по покупке имущества. Предметом такой аренды считаются всякого рода неупотребляемые вещи. Для учета долгосрочной аренды применяются следующие счета:

  1. вложения внеоборотных активов – 08;
  2. расчеты, которые должны приводиться с заказчиками и покупателями – 62;
  3. расчеты, которые должны приводиться с кредиторами и дебиторами – 76;
  4. доходы, которые приходятся на будущие отрезки времени.

Счета 08 и 76 применяются арендодателями, а счета 03 и 97 – арендаторами.

Как учитывается выбытие?

Выбытие основных средств может стать последствием:

  1. полного физического износа объектов;
  2. непригодности или ненужности;
  3. поломки, уничтожения или порчи по вине лица, которое несет ответственность за сохранение, а также использование объектов, или в связи с форс-мажорными обстоятельствами;
  4. недостачи, которою удалось обнаружить благодаря инвентаризации;
  5. передачи другим бюджетным организациям путем издания распоряжений от вышестоящих инстанций;
  6. решения перевести средства на оборотные активы.

Учет выбытия основных средств ведется в отдельных счетах аналитического счета “Основные средства”. Этот счет завершается на “410”, и он свидетельствует об уменьшении основных средств.

Комиссия, которая определяет непригодность

Непригодность определяется специальной комиссией, в состав которой входят:

  1. руководитель государственного учреждения или его зам (он исполняет обязанности председателя);
  2. главный бухгалтер или его помощник (если на предприятии не предусмотрена вакансия главного бухгалтера, то должен присутствовать сотрудник, который занимается ведением бухгалтерского учета);
  3. работники, которые занимаются учетом материальных ценностей;
  4. сотрудник, который отвечает за сохранность основных средств;
  5. другие работники, которые, по мнению руководителя, должны присутствовать на заседании комиссии.

Если речь идет об установлении непригодности автомобилей, котлов или других объектов, которые должны находится под надзором различных государственных инспекций. Представитель этой инспекции должен составить акт о списании или предоставить на рассмотрение комиссии письменное заключение.

Комиссия выполняет такие процедуры:

  1. выполняют обзор основных средств, чтобы составить акт на списание объектов;
  2. определяет причину невозможности дальнейшей эксплуатации определенного объекта;
  3. решает вопрос продажи или передачи основных средств;
  4. определяет круг сотрудников, которые стали виновниками выбытия объектов из эксплуатации;
  5. решает вопрос об использовании отдельных деталей, которые были изъяты из списанных объектов;
  6. контролирует процесс изъятия списанных объектов, подсчитывает количество и вес таких объектов.

По результатам работы комиссии должен быть составлен акт на списание. Акты составляются в установленных формах. Документы необходимо заверить руководителем бюджетного учреждения.

Ответственность за учет основных средств

Ответственные лица несут материальную ответственность за хранение, принятие, а также списание основных средств. Такие сотрудники обязаны вести Инвентарные списки.

Кроме того, заполнению подлежит Журнал операций, который посвящен выбытию или перемещению активов нефинансового типа.

Итак, основные средства в бухгалтерском учете бюджетного учреждения играют важную роль. Их учет является довольно сложным процессом, который требует повышенного внимания, грамотности, а также соответствующих знаний в бухгалтерской сфере.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: