Налог
Press "Enter" to skip to content

Период оборота оборотных средств

0
Время прочтения: 3 мин.
Поделиться:

Одним из показателей деловой активности и эффективности управления производственными процессами субъекта хозяйствования является период оборотности ОА. Период оборота оборотных средств характеризует эффективность политики управления оборотным капиталом компании и демонстрирует продолжительность периода, на протяжении которого оборотный капитал совершает полный оборот.

Для компании желательно, чтобы показатель периода оборота оборотных средств демонстрировал ниспадающую тенденцию. Это указывает, что руководство внедряет эффективные методы финансового менеджмента. Часто коэффициент используют для сравнения качества политики с конкурентами. При этом важно учитывать особенности конкретной отрасли, брать в качестве объекта для сравнения фирму такого же размера по критериям доходности и количеству персонала.

Понижение периода оборота оборотных активов характеризует, что компания высвобождает часть своего капитала от финансирования ОА. Такие деньги можно направить на погашение кредиторской задолженности или на развитие текущей операционной, инвестиционной деятельности.

Что касается повышения показателя периода оборота оборотных средств, что характеризует время более длительного цикла, то это сигнал для руководства о необходимости увеличения финансирования оборотного капитала. Это, в свою очередь, грозит дополнительными расходами и необходимостью искать другие источники финансирования.

Период оборота оборотных средств: формула и особенности расчета

Чтобы экономически интерпретировать показатель периода оборота оборотных активов, демонстрирующего срок, в течении которого фирме возвратятся вложения, нужно разобраться в особенностях его вычисления.

В общем случае расчетная формула периода оборота оборотных активов выглядит следующим образом:

ПО = 365 / (В / ОА),

где:

В – выручка за период, что анализируется;

ОА – среднегодовые остатки оборотных активов за анализируемый период.

Расчет показателя среднегодового объема оборотных средств зависит от периода, что анализируется:

  1. Еженедельно: ОА = Сумма оборотных активов на конец каждой недели / 51.
  2. Ежемесячно: ОА = Сумма оборотных активов на конец каждого месяца / 12.
  3. Ежеквартально: ОА = Сумма оборотных активов на конец каждого квартала / 4.
  4. Ежегодно: ОА = (Размер оборотных активов на начало года + размер запасов на конец года) / 2.

Самый точный способ расчета: ОА = Сумма оборотных активов на конец каждого рабочего дня / Количество рабочих дней.

Если показатель ПО рассчитывают за год, то значение В берут из отчета о финансовых результатах (форма 2, строка 2110), а ОА – из бухгалтерского баланса (строка 1200).

Показатель напрямую связан с коэффициентом оборачиваемости оборотных активов:

КО = В / ОА,

тогда ПО = 360 / КО.

Период оборота измеряется в днях.

Учет оборотных средств на предприятии

Нормы по отраслям и их применение

В большинстве ситуаций низкий период оборота ОА и высокий показатель коэффициента оборачиваемости в сравнении с нормативами свидетельствуют о выбранной эффективной модели ведения бизнеса.

Нормативы показателей определяются исходя из отраслевой специфики:

  1. Самые большие периоды оборота характерны для отраслей с длинными инвестициями – промышленности, сельского хозяйства. Срок возврата вложений в таких отраслях может составлять до 180-250 дней, а коэффициент оборачиваемости – до 1,5-2.
  2. Для мелкосерийного производства показатель ПО может быть в 2-3 раза ниже.
  3. Для представителей торговли – в 10-20 раз ниже.

Расчет периода оборота позволяет инвесторам, акционерам или кредиторам оценить эффективность выбранной руководством бизнес-модели. Если сравнить показатель фирмы с показателями конкурентов, работающих на аналогичном рынке, имеющих такой же капитал и штат сотрудников, то более высокий показатель периода оборота может вызвать вопросы к менеджменту компании.

Наиболее информативным является сопоставление результатов деятельности двух предприятий одной отрасли, их показателей в динамике или в контексте отклонения от отраслевых нормативов.

Как уменьшить период оборота ОА

Существует много факторов, которые непосредственно или косвенно влияют на формирование оборотного капитала и сроки возвращения компании ее вложений. Среди ключевых можно отметить эффективность управления и темпы спроса на рынке.

Увеличить эффективность менеджмента можно за счет:

  • повышения квалификации сотрудников;
  • повышения качества инфраструктуры производства;
  • выбора оптимальных механизмов контроля работы персонала.

Темпы рыночного спроса (увеличение объема выручки) можно ускорить за счет:

  • применения маркетинговых инструментов;
  • задействования методов эффективной рекламы;
  • расширения рынков сбыта.

Также компания может снижать сумму запасов, оптимизировать дебиторскую задолженности. Все эти действия помогут повысить эффективность управления бизнесом.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: