Lawcount.ru
ОНЛАЙН-СЕРВИС ПРАВОВЫХ КАЛЬКУЛЯТОРОВ

Система социального партнерства в РФ

Опубликовано

Система социального партнерства направлена на обеспечение социальной справедливости, экономической стабильности и материального благосостояния в обществе. Социальное партнерство в России нашло свое применение в сфере труда. Становление механизма началось еще в 1992 году, когда был принят Указ Президента РФ №2491-1 «О коллективных договорах…». В 1993 году Постановлением №647 был утвержден порядок подготовки и заключения отраслевых (тарифных) договоров. Для совершенствования системы в 1997 году был издан еще один Указ №29 «О создании трехсторонней комиссии…».

Общие положения о системе

Под системой партнерства понимается совершенно новая точка создания социально-производственных взаимоотношений. Модели социального партнерства в России строятся на таких принципах:

  1. Наемный труженик перестает быть просто стороной рабочих отношений, используемым нанимателем. Физическое лицо, трудоустроенное на предприятие становится активной стороной регулирования и формирования социально-производственных взаимоотношений.
  2. Самый важный принцип системы – это равноправие интересов участников. Стороны коллдоговора в равных правах принимают участие в процессе формирования и урегулирования социальных и трудовых взаимоотношений на предприятии.

В развитых демократических странах система является основополагающим фактором для эффективности разрешения производственных споров, исключения или мирного решения возникших проблем и социальных конфликтов, обеспечения согласия сторон коллдоговора.

Построение механизма основано на переговорах, договорах и соглашениях. Согласно Указу №2491-1 между сторонами могут заключаться такие договорные соглашения:

  • генеральное;
  • региональное;
  • территориальное;
  • отраслевое (тарифное);
  • локальное (коллдоговор).

В договорных взаимосвязях могут участвовать две или три стороны, в зависимости от того, какого уровня система социального партнерства в РФ. Согласно Указу №29 урегулированием социально-трудовых конфликтов занимается трехсторонняя комиссия, где третьей стороной выступают государственные структуры.

Социальное партнерство в сфере труда

Объекты и предмет социального партнерства

Объектами системы являются:

  • социально-производственные отношения;
  • финансово-экономическая политика;
  • уровень материального благосостояния общества.

Заключение договоров предполагает решение вопросов, связанных с:

  • оплатой труда работника;
  • установлением рабочего времени;
  • формированием трудовой дисциплины;
  • обеспечением охраны труда на производстве;
  • становлением социальной справедливости.

Совершенствование и развитие социального партнерства в России дает шанс повысить производительность труда, так как слаженность социальных взаимосвязей и рост экономических показателей – задача труднодостижимая. Но мотивация трудящихся посредством системы социального партнерства создает устойчивость правовой защиты рабочей силы, тем самым дает перспективу в развитии экономики.

Развитие системы

Существенные изменения в сфере собственности, как ликвидация предприятий, приватизация, формирование плюралистической формы собственности дали толчок к созданию механизма регулирования социальных отношений. Начало было положено еще в 1992 году, далее была разработана разветвленная система взаимодействия сторон трудовых отношений, включающая несколько уровней:

  • федеральный;
  • региональный;
  • межрегиональный;
  • территориальный;
  • отраслевой.

На сегодняшний день система партнерства далеко не совершенна, она не представляет собой единого механизма общественного взаимодействия. Регулирование вопросов на различных уровнях выполняется противоречиво. Этому способствуют многие причины:

  • политическая и финансово-экономическая нестабильность в стране;
  • массовое несоблюдение предпринимателями взятых на себя полномочий;
  • недостаточная опытность профсоюзных организаций вести переговоры;
  • массовое недопонимание предпринимателями сущности системы.

Но, несмотря на противоречивость системы, перспективы развития социального партнерства в России все-таки имеются. С начала 90х годов и до 2002 года законодательная база расширилась новыми положениями о социальном партнерстве. Так, были сформированы трехсторонние комиссии, привлекаемые в разрешение споров на федеральном, региональном и территориальном уровнях. Также 2002 год порадовал работодателей созданием сообщества, представляющего их интересы в социальном партнерстве, а интересы работников представляют профсоюзные комитеты. Трудовой Кодекс РФ содержит отдельный раздел, регламентирующий положения и порядок разрешения споров посредством применения системы социального партнерства.

© LawСount

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *