Lawcount.ru
ОНЛАЙН-СЕРВИС ПРАВОВЫХ КАЛЬКУЛЯТОРОВ

Трудовые конфликты и социальное партнерство

Опубликовано

Формой взаимодействия работников и работодателя, которая носит конфронтационный характер, является трудовой конфликт. Он выполняет несколько важных функций и позволяет получить огромный объем информации об интересах сторон и взаимоотношениях в коллективе предприятия.

Какие функции выполняет трудовой конфликт?

Трудовые конфликты и социальное партнерство призваны выполнять следующие функции:

  1. сигнализировать о нарушении правил принятия на работу, неприемлемых трудовых условиях;
  2. повышать сплоченность членов коллектива предприятия;
  3. ускорять интеграцию социальной организации компании.

Стоит отметить, что вышеперечисленным функциям трудно дать однозначную оценку. В некоторых ситуациях трудовые конфликты, наоборот, способствуют усугублению конфликта между подчиненными и руководством.

Социальное партнерство в сфере труда

Какие существуют стадии трудового конфликта?

Выделяют следующие стадии трудовых конфликтов:

  1. предконфликтная стадия – этот этап отличается обострением отношений между сотрудниками и работодателем;
  2. конфликтная стадия – смена предконфликтной стадии конфликтной характеризуется напряженным состоянием, которое укрепляет позиции негативных ситуаций в трудовых отношениях. На этом этапе нарушаются равновесия между интересами руководства и членов коллектива;
  3. послеконфликтная стадия – на данном этапе осуществляется урегулирование конфликта, используя цивилизованные методы.

Разрешить конфликтную ситуацию можно как полностью, так и частично. В случае полного регулирования спора конфликтная ситуация прекращается на уровне внутреннего и внешнего противостояния. Когда же устранить конфликт удалось лишь частично, признаки противоборства между руководством и подчиненными исчезают только на внешнем уровне. Однако сохраняются внутренние причины конфликта, а это означает, что противостояние может вспыхнуть в любой момент с новой силой.

Способы урегулирования конфликтных ситуаций

Трудовые конфликты можно разрешить с помощью следующих методов:

  1. судебного разбирательства – этот вариант носит традиционный характер. Он предполагает обращение в трудовые или обычные суды. Принятые судом решения позволяют устранить ситуации, которые возникают в связи с игнорированием тем или иных обязанностей и прав сторон конфликтной ситуации;
  2. арбитражного разбирательства – способ устранения конфликта выбирается арбитражным судом или арбитром. Когда же речь идет о правовых конфликтных ситуациях, арбитражное разбирательство обретает признаки судебного разбирательства;
  3. примирения – этот способ можно применять на каждом этапе разрешения трудового конфликта. Примирение основывается на общих принципах. Но в тоже время методы примирения отличаются в разных государствах. Этот способ включает в себя элементы дискуссии, поэтому он является переговорным процессом;
  4. посредничества – данный вариант разрешения конфликтов является несудебным методом. Посредничество предполагает создание действующих служб, которые выполняют ряд функций по урегулированию конфликтных ситуаций.

Все вышеперечисленные методы разрешения трудовых конфликтов требует вмешательства третьей стороны.

Еще одним практическим способом урегулирования конфликтов являются переговоры. К основным этапам переговоров относят сбор сведений, поиск вариантов соглашения, обсуждение самых острых вопросов, а также анализ результатов обсуждения конфликтных ситуаций.

© LawСount

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *